Пандемия COVID-19 и проблемы жизнеобеспечения
Пандемия COVID-19 в 2020 году обострила существовавшие экономические проблемы и породила новые и поставила перед мировой экономикой сложные задачи восстановления дееспособной экономики, возмещения потерь, достижения стабильности и устойчивости функционирования, обеспечения прироста производства и потребления, формирования новой структуры экономики, отвечающей неожиданным возможным экономическим, экологическим, техногенным, эпидемиологическим вызовам времени. Ни одна страна не может избежать этого происшествия, если оно случится. Поэтому сотрудничество и совместные действия по борьбе с пандемией – безальтернативные меры. Особенно трудно придется странам с проблемной экономикой в развитии, не обеспечивающей национальную самодостаточность и благополучие жизненного уровня населения. К числу таких стран, к сожалению, относится, Кыргызстан, который до сих пор не смог своевременно, рационально и достойно использовать свои ресурсы и средства для создания эффективной и динамичной экономики.
Какие проблемы в Кыргызстане особенно обострились или обострятся?
Первая проблема – это обеспечение ресурсов труда рабочими местами. В трудоспособный возраст вступает население, которое перешагнуло детский нетрудоспособный возраст. Существовали трудовые ресурсы, которые и до пандемии не имели рабочие места. В результате пандемии и приостановления производства и его сокращения появились новые безработные вдобавок к существовавшим. В результате пандемии оказались лишними и ненужными в других странах кыргызские трудовые мигранты и они стали прибывать в родной дом и они также должны быть обеспечены рабочими местами. В республике установление пособий по безработице может стать злободневной проблемой.
Вторая проблема – обострение продовольственной безопасности населения. Пандемия обусловила экономический кризис, охвативший все страны. Не исключение и Кыргызстан. Для Кыргызстана это особенно отражается на производстве сельскохозяйственной продукции продовольственного назначения и продуктов питания, прошедших промышленную переработку. Кыргызстан в последние годы не обеспечивал собственные потребности в продовольствии. Это касалось большинства видов. Обеспечение населения продуктами питания для Кыргызстана может превратиться в острейшую проблему. Страна, обладавшая всеми природными условиями для обеспечения себя полностью продовольственными продуктами, потеряла самодостаточную агропромышленную экономическую структуру. Это на грани национальной трагедии.
Как добиться и обеспечить население республики преимущественно или полностью собственными продовольственными продуктами – задача на завтра, на сегодня, в преддверии зимы, как помочь населению продуктами питания или средствами для их приобретения? Если этой помощи не будет, население окажется в острейшей ситуации недоедания. Государство должно формировать государственный материальный резервный фонд продовольствия для помощи населению. Частные предприниматели и шире население с высокими доходами обязаны и могут формировать народные благотворительные фонды продовольствия. Указанные фонды могут быть выражены в натуральных продуктовых или денежных формах.
С учетом доступности продуктов населению по ценам, возрастных особенностей питания детей и лиц пожилого возраста надо бы производить консервированные крупяные каши, мясные консервы. В свое время все это в Кыргызстане производилось и имело спрос. В настоящее время они практически перестали производиться и завозятся извне. Нужно учитывать и удобство использования этих продуктов, и удобства покупки и доставки. Не нужно пожилым людям ехать зимой в мороз на базар.
Третья проблема – это удовлетворение энергетической и топливной потребности. Ожидается возможный дефицит выработки электроэнергии нарынскими гидроэлектростанциями из-за недостатка воды и снижения уровня наполнения главного «оплота» — Токтогульского водохранилища, а также из-за «старения» и отсталой технической оснащенности ГЭСов. Обеспечение бесперебойно светом, горячей водой и отоплением производственных, социальных, культурных, образовательных, административных учреждений и жилых домов, больниц ставится под угрозу. В республике не используются замещающие гидроэнергию, когда это необходимо, источники тепла и энергии, которыми обладает страна. Практически исчезла добыча угля на промышленной основе. Что-то добывается варварским, хищническим, небезопасным способом. На исчезновение «приговорены» некогда дышавшие полноценной жизнью «шахтерские» города Кызыл-Кия, Таш-Кумыр, Кок-Янгак, Сулюкта. Неужели здешние угли должны быть полностью «изъяты» из промышленого использования и города должны просто исчезнуть? Как быть с населением, живущим в эти городах? Без света и тепла население не обойдётся. Ресурсы по их обеспечению всегда нужны и нужно рационально, комплексно их использовать.
Четвертая проблема – пандемия коронавируса всему обществу, всему населению показала слабость здравоохранения республики, ее неспособность защитить население от эпидемиологических вспышек и иных неожиданных ситуаций. Нет достаточной материально-технической базы, нехватка в высококвалифицированных медицинских кадрах, не сложилась организационно-финансовая система обеспечения отрасли. В республике должна быть создан многофункциональный эпидемиологический медицинский центр, способный мгновенно реагировать на возникающие ситуации и защитить население от эпидемий.
Пандемия выявила еще одну негативную тенденцию в сфере, связанную с лечением населения. Пандемия спровоцировала обострение и осложнение болезней, которые сопровождали население в процессе их жизнедеятельности. Всплеск потребностей населения в лекарствах, отсутствие их производства в стране и их более масштабный импорт позволили поставщикам иностранным и отечественным, сумасшедшим образом взвинтить цены на них и наживаться за счет здоровья населения. Государство не должно равнодушно наблюдать за ценовой вакханалией в фармацевтике. И нельзя всю поставку фармацевтики полностью отдавать в частные руки. Должны быть продуманы вопросы о расширении фармацевтической отрасли в республике. В «недалеком» советском прошлом в Бишкеке был введен в эксплуатацию фармацевтический завод. Он сейчас существует или нет? В чьей собственности находится, в государственной или частной? Когда речь идет о жизни населения, производство лекарств должно быть под строжайшим контролем государства.
Крупный фармацевтический завод целесообразно построить в Джалал-Абадской области, в которой имеются богатые биологические ресурсы для производства лечебных препаратов. Это оправдано и с демографической точки зрения. Южный Кыргызстан относительно густонаселенный регион республики. Такое решение оправдано с позиции рационализации размещения и развития производительных сил. Постепенно все регионы страны должны жить полнокровно. Республика не может оставаться ущербной; когда полноценная хозяйственная жизнь наблюдается лишь в ограниченных регионах.
Пятая проблема – в Кыргызской Республике достаточно нерешенных экономических, социальных, экологических, научно-технических, житейских и других проблем. Но республика испытывает огромный дефицит инвестиционных ресурсов. Республика вся в долгах. Долги просто так не даются. Порой республика ставит себя не только в инвестиционную долговую зависимость, но и в более широкую экономическую зависимость, политическую и национальная безопасность становится уязвимой. А, ведь, республика владеет уникальными ресурсами, которые позволят государству «производить валюту» и обеспечивать страну необходимыми инвестициями. В республике имеется ряд базовых, коренных месторождений золота, множество рассыпных месторождений золота, крупнейшее в постсоветской Центральной Азии месторождение серебра. Можно же добывать руду, перерабатывать и готовить золотые и серебряные «валютные слитки», накапливать и направлять на инвестирование развития, а не отдавать на откуп иностранцам, которые на этом обогащаются. Мы позволяем богатеть чужим, сами имеем «крохи» в виде платы за предоставленные наши ресурсы. Кыргызское государство должно формировать государственные предприятия по использованию ценнейших драгоценных металлов, в не отдавать в частные иностранные руки.
Нужно создавать предприятия по производству различных ювелирных изделий, столовых и чайных сервизов, подарочных и прочих товаров, которые обладают большим спросом и принесут государству прибыль, которая должна быть направлена на инвестирование и решение широких экономических и социальных проблем. Конечно, государство для решения проблем использования драгоценных металлов может привлечь и частные инвестиции, но само осуществление хозйственной деятельности, организация, добыча, переработка, продажа, обмен, сбыт, установление связей всё должно осуществляться государством. Это особая сфера оказывающая определяющее влияние на национальную, экономическую безопасность.
Предприятия по добыче могут быть созданы в местах наличия месторождений, а переработки могли бы быть созданы в Кара-Балте, Таласе, Майли-Сае, учитывая относительную близость от районов добычи, наличие определенных производственных структур и базы для создания новой материально-технической и технологической основы.
Шестая проблема – пандемия коронавируса не просто «выборочно» наносит вред сферам экономии и общественного развития, а поражает основы жизнедеятельности общества, поэтому объективно при ликвидации негативных последствий предстоит пересмотр всей политики национального развития. Должны быть определены новые фундаментальные критерии и цели экономики и социальных процессов, методы, способы и формы общественного устройства, сформулированы правовые законы и нормы существования государства и права действия и поведения гражданского общества. Главный акцент всей общественной, государственной деятельности должен быть поставлен на признании наиосновным, наиглавным смыслом усилий защиту, поддержание, продление, возвышение человеческой жизни, создание для нее комфортных условий продолжения.
Человеку должно быть обеспечено: материальное благополучие и духовно-культурное воспитание и предоставление обще просвещенного образования в детстве; создание условий для получения профессионального образования и возможностей для осуществления трудовой деятельности, условия для постоянного повышения своей квалификации и профессионального уровня, достойная оплата за труд и моральная оценка; окружение заботой и вниманием лиц пенсионного возраста, хранить в «душе» общества благодарность им за свершенные ими в свое время трудовые «подвиги» в своей деятельности.